Старовер

Страстная Седмица

Страстная Седмица, или Страстная Неделя - последняя неделя Великого Поста, последняя неделя перед Пасхой, посвящённая воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти и погребении.

Эта неделя особо чтится Церковью. По словам святителя Иоанна Златоуста - первые христиане, желая неотступно быть с Господом Исусом Христом в последние дни Его земной жизни - в Страстную Седмицу многократно усиливали моления и более ужесточали для себя правила и подвиги Великого Поста. Они, подражая Господу, который терпел из-за своей любви к падшему человечеству - беспримерные жестокие страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам и бедам братьев своих и больше совершать дел милосердных, считая для себя - неприличным осуждать кого-либо в дни смывания Христом своею кровью грехов всего человечества. В дни Страстной Недели раньше прекращались все тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной Седмицы - особо величественны, многократно усиливаются пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышенными, вдохновенными песнопениями и глубоко знаменательными, благоговейными обрядами.

Всё, что в Ветхом Завете было только предсказано, а в Новом Завете - уже детально изображено и сказано - о последних днях и часах земной жизни Господа Исуса Христа, всё это - Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается перед нами в церковных Богослужениях в дни Страстной Седмицы.

При этом - вспоминая в этих Богослужениях события о последних днях земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательно следит, изучает и через Богослужения и проповеди доносит до своей паствы - каждый шаг, каждое слово идущего на добровольные страдания во имя всего человечества - Христа Спасителя. Церковь в эти Великие Дни - постепенно ведёт нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее - до светлого торжества Его, Христова Воскресения. Всё содержание церковных служб в это время направлено на то, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ещё ближе к Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство Искупления, к воспоминанию о котором мы и готовимся.

Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведёт нас за нашим Учителем с Его учениками - то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас именно теми словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни. Церковь призывает нас в эту неделю оставить всё суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви таким образом составили и расположили богослужения Страстной Недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Путь Страстной Седмицы - это путь строгого поста, исповеди и причащения, оказания во имя Господа - помощи бедным, больным и страдающим.

Спаситель и Господь наш - столь любвеобилен к человечеству, что всё, что делаем мы во имя Его для бедных, больных, бездомных и страдающих - Он принимает лично к Себе Самому. Поэтому на Страшном Суде Своём, Он особенно спросит с нас - фактов наших дел милосердия к ближним, и именно на них - примет решение об оправдании или осуждении нас. Вот что главное и доступное каждому человеку, вот каким путём - каждый православный христианин в Страстную Седмицу может следовать за идущим на страдания Господом.

Дни Страстной Недели.

В христианстве все дни Страстной седмицы - носят название "Великих".

Великий Понедельник.

В этот день вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Исуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Исусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Великий Вторник.

В Великий Вторник вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мёртвых, о Страшном Суде, о десяти девах и талантах.

Великая Среда.

В Великую Среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя и о полученных им за это предательство 30 серебренниках. Также вспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Исуса Христа  - таким образом подготовила Его к погребению.

Великий Четверг.

Воспоминания о: Тайной Вечере, омывании Христом ног своим ученикам, молитве Христа в Гефсиманском саду, предательстве Иуды.

Великая Пятница (Страстная Пятница).

Воспоминания о суде над Исусом Христом, о Его распятии и Его крестной смерти. В православных храмах на вечерних богослужениях выносится плащаница. После этого - с закатом солнца и до самого окончания Пасхального богослужения, существует традиция - полностью воздерживаться от пищи.

Великая Суббота.

Воспоминание о пребывании Исуса Христа в гробу. В православных храмах освящается пасхальная еда. В Великую Субботу в Иерусалиме происходит Божественное Чудо - сходит Благодатный Огонь.

Воскресение Христово. ПАСХА.

p.s. Страстная Неделя 2013: начинается с понедельника, 29 апреля, и длится до субботы, 4 мая. Пасха - 5 мая.



Возьми паузу, Алексей!
За это суждение отвечаю перед Господом.
Если смущаешься или сомневаешься, спроси у своего духовника.

Edited at 2013-05-01 23:42 (UTC)
что касается меня - "поздно пить боржоми... поезд ушёл..."

я всё знаю и понимаю, но я СТОЛЬКО и так КАЧЕСТВЕННО нагрешил в Великий Пост вообще и в Страстную Неделю в частности - что ВСЁ, мне кажется - возврата к прежней жизни уже не будет :(

слишком всё сложно вышло и продолжается до сих пор

я устал. но ничего поделать уже немогу. тупик.
Но тупика то на самом деле нет.
В свое время прочитал, что вся совокупность наших грехов перед любовью и милостью Божией как песчинки на берегу перед волнами океана. Как-то так.
И это так и есть.
Главное - это наше понимание и адекватная оценка всего.
Господь каждого ведет своим путем.